СИСТЕМА
ОБЩЕСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ

Смоленск, пр. Гагарина, д. 45

 

Телефон: +7 (4812) 33-04-56


E-mail: smolenskcps@mail.ru

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКОВ

28.01.2016

В Смоленскую региональную общественную организацию общество защиты прав потребителей «СМОЛЕНСКИЙ ЦЕНТР ПРАВА И СОЦИОЛОГИИ» обратился Артем с вопросом о нормативно-правовом регулировании ответственности за невыдачу проездных билетов пассажирам и нарушения графиков движения общественного транспорта на территории Смоленской области.

 

В рамках реализации социально значимого проекта «Формирование системы общественного контроля в Смоленской области» специалисты СМОЛЕНСКОГО ЦЕНТРА ПРАВА И СОЦИОЛОГИИ рассмотрели указанное обращение Артема и считают необходимым отметить следующее.

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года №112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (далее также - Постановление), устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров, в том числе требования к перевозчикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, предусматривают необходимость согласования перевозчиком маршрута и графика движения с уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Более подробно характеристика регулярных перевозок указана в главе II Постановления, согласно которой регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям.

Расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа (далее - расписание) составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства.

Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта.

Таким образом, любой маршрут движения общественного транспорта должен быть согласован с органами местного самоуправления и доведен до сведения неопределенного круга лиц путем размещения расписания на каждом остановочном пункте.
В силу положений приказа Минавтотранса РСФСР от 30.03.1987 №44 «О введении временной инструкции и рекомендаций по обеспечению выполнения рейсов на автобусных маршрутах» предельно допустимые отклонения от расписания для городского транспорта – 2 минуты, для пригородного – 5 минут, а для междугородного – 20 минут.

 

В соответствии со ст. 795 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Таким образом, законом не установлена ответственность перевозчика за задержку или опоздание транспортного средства при перевозках в городском и пригородном сообщениях.

Относительно невыдачи проездных билетов пассажирам общественного транспорта специалисты СМОЛЕНСКОГО ЦЕНТРА ПРАВА И СОЦИОЛОГИИ отмечают следующее.

В силу ст. 789 ГК РФ договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.

Положения ст. 426 ГК РФ указывают, что публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратиться (перевозка транспортом общего пользования).

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги, не допускается.

В силу ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Согласно п. 2 ст. 786 ГК РФ заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.

Водитель маршрутного такси при оплате пассажирами услуги перевозки обязан применять контрольно-кассовую технику и выдавать проездной билет (бланк строгой отчетности). Невыдача указанного документа содержит состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Таким образом, если Вам не выдали проездной билет при пользовании услугами общественного транспорта, в том числе в городе Смоленске, Вы вправе обратиться в Федеральную налоговую службу для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Кроме того, специалисты СМОЛЕНСКОГО ЦЕНТРА ПРАВА И СОЦИОЛОГИИ отмечают следующее.

В абзаце третьем преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-I «О защите прав потребителей» (далее также – Закон РФ «О защите прав потребителей») содержится понятие «потребитель» - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Под недостатком товара (работы, услуги) закон понимает несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Согласно ст. 15 Закон РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

По смыслу указанной нормы Закон РФ «О защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Таким образом, если Вы, воспользовавшись услугами общественного транспорта, выявили нарушение установленного графика движения по определенному маршруту, то Вы вправе обратиться к перевозчику с претензией о компенсации причиненного Вам морального вреда.

При неудовлетворении Вашего требования в добровольном порядке, Вы имеете право обратиться в суд.

Достаточными доказательствами нарушения Ваших прав будут свидетельские показания и наличие проездного билета, подтверждающего, что Вы воспользовались услугами данного общественного транспорта.

 

Также необходимо отметить, что во втором квартале 2016 года специалистами СМОЛЕНСКОГО ЦЕНТРА ПРАВА И СОЦИОЛОГИИ совместно со студентами Смоленского государственного университета, ставшими общественными инспекторами, планируется проведение масштабной общественной проверки соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пассажирские перевозки, прав потребителей.

Любой желающий может принять участие в проводимом общественно-контрольном мероприятии, связавшись с нами любым удобным для Вас способом.

Назад

 

 

Главная | Карта сайта | Обратная связь

© Смоленская региональная общественная организация общество защиты прав потребителей «СМОЛЕНСКИЙ ЦЕНТР ПРАВА И СОЦИОЛОГИИ» 2014-2017

WebCanape - быстрое создание сайтов и продвижение

Яндекс.Метрика

Адрес: Смоленск, пр-т Гагарина, д. 45
Телефоны: +7 (4812) 33-04-56
+7 (920) 300-43-31
+7 (920) 319-64-44
E-mail: smolenskcps@mail.ru

При реализации проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 №79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ